Консультациядля воспитателей
«Двигательный режим детскогосада как средство сохранения иукрепления здоровья дошкольников»
На современном этапе развития обществавыявлена тенденция ухудшения здоровья детей.Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое исоциальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мирдвижений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию егофизиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормальногофункционирования растущего организма.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов:биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чемостро. Словосочетание “формирование здорового образажизни” заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планахвоспитательной работы педагогов всех элементов образовательнойструктуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Этузадачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых раннихлет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Одним из основных условийсовершенствования двигательного режима являлось глубокое изучениеиндивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активностии осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированногоподхода. В основу его положены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности впроцессе деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Возрастные и индивидуальные особенностиДА детей в значительной мере определяются как условиями организациидеятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика рольцеленаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся встарших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети,имея высокую потребность ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активностьдетей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданнымиусловиями в детском саду и семье (увеличиваетсяпродолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, атакже возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование,просмотр телепередач и видеокассет и т. д.). В связи с этим именно у детейэтого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образажизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желаниясо своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил ипривести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Всеэто свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДАдетей, который может быть достигнуты путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.
По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активностьдетей старшего дошкольного возрастаза время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периодабодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребностьорганизма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому жефизиологически обоснованными средствами развитияобщей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки,плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках содействуют повышениюумственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния,полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Формами организации оздоровительной работы являются:
самостоятельная деятельность детей,
подвижные игры,
утренняя гимнастика,
двигательно- оздоровительные физкультминутки,
физические упражнения после дневногосна,
физические упражнения в сочетании сзакаливающими процедурами,
физкультурные прогулки (в парк, в лес, кводоему,
физкультурные досуги, спортивные праздники,
Дни здоровья,
оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).
Как известно, ходьба – одно из первыхдвижений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвуетвесь опорно-двигательный аппарат человека,одновременно в работу включается до 50 процентов мышц тела. При соблюденииправильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцыспины и живота, формируется мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильнаяосанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы,активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детейвоспитываются согласованность движений, организованность, умениеориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условияхместности.
Многочисленные исследования, проведенныев последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег, особеннона свежем воздухе, - не только эффективное средство повышенияобщей физической подготовленности, но и фактор укрепленияздоровья детей.
Систематические занятия бегом улучшаютработу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстромувосстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия же на свежем воздухе, какизвестно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильнуюосанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества,необходимые в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений,позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистуюи дыхательную системы. Он завоевал в последнее время большую популярность восновном как средство общегоразвития и выносливости и повышения функциональных возможностей организма. Вэтом беге важно выделить невысокий темп, не ускорять, не замедлять его, бежатьритмично. Шаги при медленном беге короткие, нога ставится на переднюю частьстопы или эластично переходит с пятки на носок. Движения рук, согнутых влоктях, находящихся на уровне пояса, спокойные, плечи расслаблены. Привычкабегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальнойжизнедеятельности организма.
Прыжки, как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковыеупражнения укрепляют костно-мышечныйаппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений.Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста,способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистуюи дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляютбольшую активность и настойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги наногу, длительно повторяющие равномерное движение, развивают выносливость также, как и беговые упражнения.
Существенным компонентом любого видадеятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной идр.) являютсядвижения. Именно этим и объясняется необходимость глубокого изучения ДА ребенкав единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами егоразвития.
При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:
- определение наиболее адекватнойдеятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка вдвижении, его моторному развитию;
- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной исамостоятельной деятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическуюдеятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечитьудовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности,но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальномсоотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных ииндивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствоватьего опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что исоставляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому необходимопозаботиться об организации детской двигательной деятельности, ееразнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна бытьнаправлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Придавая особую значимость роли двигательной активности вукреплении здоровья дошкольников, необходимо определилисьприоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятсяобщеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика,подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки назанятиях с умственной нагрузкой и т. д.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практикудошкольного учреждениядолжны внедряться дополнительные виды занятий двигательного характера,взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вноситсянетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе,пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастикапосле дневного сна, двигательная разминкаво время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работас детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке,прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия пофизической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.Рекомендуется проводить занятия по физической культуре не менее трех раз внеделю в первой половине дня (одно на воздухе).
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности,возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления ихиндивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельнаядеятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Наряду с перечисленными видами занятийпо физической культуре немаловажное значение отвожу активному отдыху,физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети среднего возраста ДОУ.К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг,физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования,спартакиады.
В двигательный режим старших дошкольников входят также вне групповыедополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки поразным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместнаяфизкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашниезадания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителейв физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.“Родители являются первыми педагогами. Ониобязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развитияличности ребенка в младенческом возрасте”. К сожалению, в силу недостаточноразвитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многиеродители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни,так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовыепросмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой,прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как женеобходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не толькоохранять детский организмот вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышениюзащитных сил организма ребенка, его работоспособности.
Решающая роль по формированиюличностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Вучастие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобыубедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта формавзаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка.
Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мывооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новымсоциальным условиям.
Что должны сделать взрослые, чтобыкаждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья?Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослыерегулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правилагигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делатьутреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.
Воспитание детей – большая радость и большаяответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальноеблагополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевногокомфорта, добропорядочности.
Быть здоровым –естественное стремление человека. Здоровье означаетне только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!
Ведь главное для нас – вырастить ивоспитать здоровую, умную личность!
Консультации для воспитателей
«Математика в детскомсаду по ФГОС»
Концепция по дошкольномуобразованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольногообразования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательномуразвитию дошкольников, частью которого является развитие математическихспособностей. В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательнойступенью, и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того,насколько качественно будет подготовлен ребенок в детском саду, во многомзависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Трудно предположить, чторебёнок, у которого недостаточно сформирован интерес к занятиям в детском саду,будет активно работать на уроке в школе. Дети должны отправиться в школу, имеяза плечами определенный багаж знаний по математике.
Математика продолжаетоставаться наиболее трудным учебным предметом в школе. А что же дошкольники?Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать обэтом никогда. Задача, стоящая перед воспитателем отличается от задачи учителяшколы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков,а в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенкане только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы математика вошла вжизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлениемокружающего мира.
Кто сказал, чтоматематика – это скучно и неинтересно? Занятия по математике можно, и нужно,сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество.Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровойдеятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного иигрового общения. Но нынешние малыши непоседливые: заставить их сидеть на одномместе практически невозможно, а занятие математикой предполагает усидчивость,терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы помочь детям полюбитьматематику?
Первое, что мы должнысделать – это заинтересовать детей. Интерес - лучшая из мотиваций. Еслизаинтересовать детей – они горы свернут, и не смотрите, что они малыши.Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательныйинтерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы ипоражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазахинтересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия интересными инеобыкновенными. И если детям понравилось занятие, они полюбят и наши цифры,задачи, и примеры, и ребусы и др.
Второе – организоватьтворческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне:ключевое словом здесь - слово творчество. Введение государственногостандартного образования открывает нам возможность грамотно использовать своетворчество.
ФЭМП решается рядпрограммных задач: - образовательные: чему ребёнка будем учить, закреплять,упражнять, формировать; - развивающие: внимание, памяти, мышления,анализировать, умение видеть самое главное, существенное; - воспитательные:математическую смекалку, сообразительность, аккуратность, самостоятельность,трудолюбие, чувство успеха, умение слушать других детей; - речевые: работа надактивным и пассивным словарём именно в математическом плане.
На успешность в нашейработе влияют не только содержание материала, но и форма его подачи. Возможно,форма занятий математикой с детьми может больше напоминать настоящие «занятия»,но суть, желательно, должна оставаться добровольной игрой, совместнымпутешествием в интересный мир математики. Поэтому занятия по математике, посути, являются системой дидактических игр. В ходе этих игр осуществляетсяличностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей междусобой, общение в парах, в группах. Дети не должны замечать, что идет обучение -они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами и т. д.Все занятие должно восприниматься ребенком как естественное продолжение егоигровой деятельности. В зависимости от задач и методов СОД (совместнойобразовательной деятельности) можно проводить в различных формах: путешествия,игровая экспедиция, занятие-детектив, марафон, викторина, КВН, презентация,тематический досуг, игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывковхудожественной литературы. Занятие должно проходить непринужденно для детей,лучше объяснять на знакомом им материале, например с помощью сказок, сказочныхгероев. На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Этообъясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования.И не надо забывать, что у нас планирование тематическое. В занятии необходимовключать и занимательный математический материал: головоломки, шутки,занимательные задачи, загадки, загадки-шутки, потешки, считалки, фрагментысказок, стихи, математические сказки.
Не у всех детейодинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу,но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание. Необходимопродумывать и оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки“молодцы”, есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался,ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.
Таким образом,традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбитьматематику.
Особые требованияпредъявляются и к наглядному, раздаточному материалу. При подготовке к занятиювоспитатель тщательно продумывает, в какой части занятия и как будетиспользован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозироватьнаглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, какнедостаточное его использование, так и излишки.
Главным условиемуспешной реализации программы по формированию элементарных математическихпредставлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федеральногогосударственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть:
В каждой группе отводится специально отведенное место– математический уголок, где располагаются игры математического содержания:наглядные и дидактические пособия, книги математического содержания, шахматы,календари, раскраски, игры, игрушки, различные игровые атрибуты, модели часов,палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры на внимание и т. д.
Насыщениепредметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствоватьвозрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должнызахламляться избыточным материалом. Желательно своевременно пополнять, изменятьпредметно-игровую среду за счет новых игр, игрового оборудования. Конечно же,важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей. Детямпредоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособиематематического содержания и играть индивидуально или совместно с другимидетьми, небольшой подгруппой. Надо сказать, что дети редко играют в них пособственному желанию. Поэтому дидактические игры организуются и направляютсявоспитателем. У воспитателей должен быть паспорт математического уголка икартотека всех имеющихся игр. Большую помощь в организации развивающей средыдолжны оказать родители.
Формированиематематических представлений не ограничивается одной областью образования, онаинтегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математикаповсюду.
Играя в строительныеигры с детьми, мы закрепляем умение сравнивать строительный материал по форме,величине, цвету, называть его составляющие. В результате экспериментированиядети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тутже закрепляли представления о круге и шаре: шар катится, а круг нет, о кубе иквадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет.
Организуясюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья» или «Аптека», дети считают предметы,которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры.Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме,цвете, количеству. Пусть дети группируют посуду по цвету, величине, сравниваютчашки и блюдца, кукол по величине, подбирают соответствующую им одежду.
Математика отражается ив творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, когдадети рисуют и вырезают из геометрических фигур части туловища животных, птиц,человека и другие предметы.
При одевании на прогулкууточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков. На прогулке играем вподвижные игры, используя считалки, строимся парами, отбиваем мяч под счёт,закрепляем знания о временах года, частях суток, сравниваем по величинепредметы (дерево высокое, а кустик низкий), знакомим детей с разными понятиями,например «далеко-близко». Так же считаем ведерки и совочки: ведерок столько -же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя вокруг сада находили длинные икороткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты,можно измерить шагами расстояние между деревьями, сравнивают разные предметы подлине, ширине, высоте.
На занятиях пофизическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковымсчетом при построениях: строятся в две, три колонны, расходятся парами направои налево, образуют круги, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т.д. Привыполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться впространстве: правая и левая сторона, поворот «кругом». В различных подвижныхиграх также широко используются умения детей ориентироваться во времени ипространстве.
Занятия по ознакомлениюдетей с окружающим и занятия по развитию речи также многое дают детям в планематематического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы,пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях.
При уходе за растениямив природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитываютколичество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий.
Должное внимание назанятиях должно уделяться развитию речи. Все действия и наблюдения детей непринесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. Воспитательдолжен следить за четкостью, доступностью и правильностью своей речи и речидетей.
Никто не отменял вдетском саду индивидуальную работу с детьми. Детям свойственно не толькозапоминать материал, полученный на занятии, но и забывать его. С теми детьми,которые в силу особенностей развития, не могут усвоить на занятии, воспитательв утреннее и вечернее время должен заняться с ним индивидуально.
Черпать свои знания поматематике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, нои из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира.В дело развития и воспитания собственного ребенка свою лепту могут внести иродители. Так, в непосредственной обстановке, уделяя небольшое количествовремени, они могут приобщить ребенка ко многим математическим понятиям.Необходимо побеседовать с родителями или написать небольшую консультацию ивывесить ее на стенде для родителей о том, чтобы они пожертвовали ребенкунемного своего времени и не обязательно свободного: по дороге в детский сад илидомой, на кухне, на прогулке, в магазине и т. д. Например: пока готовится обед,предложите ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чегобольше: крышек или банок, кастрюль или крышек, тарелки круглые, скатертьквадратная, часы круглые. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставитьтарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какойстороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши.Спросите, чего больше? Спросите, где, по его мнению, больше воды: в чайнике илив кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет,измерив воду баночкой. Уточните, сколько литров воды оказалось в чашке исколько в кастрюле. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья(выше - ниже, толще- тоньше). Рисует ребенок: спросите его о длине карандашей,сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, какдлинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий -низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска). Во времячтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (узайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рогаменьше, чем у оленя). Обратите внимание на то, в какое время ребенокпросыпается, идет в детский сад, ложится спать; за сколько минут он убираетпостель, одевается, спросить, что можно успеть сделать за три, пять минут.Родители должны обращать и внимание на цифры, которые окружают его вповседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре,в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома,квартиры, номер машины. В магазине показывайте детям цифры на деньгах, монетах.
Дети учатся не толькосчитать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка,что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то,когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели,спрашивайте его, а какой был вчера, будет завтра, называйте текущий месяц, еслиесть в этом месяце праздники или знаменательные даты.
В заключение можносделать следующие вывод: ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и укоторого это хорошо получается, всегда будет стремиться узнать еще больше –что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.Необходимым условием организации образовательной области с детьми являетсяатмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Этоважно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения иподдержки их здоровья. Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он долженделать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говоритребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!». В дошкольном возрасте эмоциииграют едва ли не самую важную роль. Поэтому надо набраться терпения ивыслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные ответы ребенка: у него своялогика, нужно выслушать до конца все его мысли. Поскольку все дети обладаютсвоими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо,чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом .
А самое главное, не надовоспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайтеудовольствие от процесса общения с детьми, никогда не теряйте чувство юмора.Помните, что у нас каждый раз появляется прекрасная возможность подружиться сдетьми.
«Математика в детскомсаду».
Приемы обучения математике в детском саду
Обучение детей математике в детском саду в младшей группе носитнаглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основенепосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает егопояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.
Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданногопоявления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизируетмалышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточитьна нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснениематематических свойств проводят на основе сравнения предметов,характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный —короткий, круглый — некруглый и т. п.). Используются предметы, у которыхпознаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей,различаются не более чем 1-2 признаками. Точности восприятия способствуютдвижения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (поконтуру) помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль,скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) — установить соотношениепредметов именно по данному признаку.
Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей.(«Что это? Какого цвета?, Какого размера?») Сравнение проводится на основепрактических способов сопоставления: наложения или приложения.
Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши ужеспособны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности(накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.). Однако, еслиребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряетк нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог даетдетям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможныеошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняетпоследовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими,ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка.Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются.Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2-3 раза, обращаявнимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ иназывание одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смененаглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работы педагог нетолько указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибкиисправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Поясненияне должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышейисправляются вообще без пояснений.
Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако,используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей отглавного (пусть еще и элементарной, но математической работы).
Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапетолько при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми,каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое словопедагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором)его повторяют.
Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей иотношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но исложные предложения, употребляя противительный союз —А — и соединительный —И-.Вначале приходиться задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить ихрассказать сразу обо всем. Например: «Сколько камешков на красной полоске?Сколько камешков на синей полоске? А теперь сразу скажи о камешках на синей и,красной полосках». Так ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоскеодин камешек, а на синей много камешков».
Воспитатель дает образец такого ответа. Если ребенок затрудняется, педагогможет начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Для осознания детьми способадействия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когдадействие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и какнадо сделать. («Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать,хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей идействиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускаетупотребления слов, смысл которых не понятен детям.
в счёта.
Формированиепредставлений о количестве во второй младшей группе ограничено дочисловымпериодом.
Обучение счёту в среднейгруппе
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает счётв пределах 5
Обучение количественному счёту ведётся в два этапа:
1. на основе сравнения численностей 2 групп предметов детям раскрывается цельсчётной деятельности (найти итоговое число). Их учат развивать группы предметовв 1, 2, и 3 предмета и называть итоговое число на основе счёта воспитателя.
2. обучение счётным операциям. Сравнивая две группы предметов, равных илинеравных по количеству, воспитатель показывает образование каждого следующегочисла
Варианты заданий
— отсчёт по образцу. Воспитатель предлагает посчитать игрушки на столе иотложить у себя столько же кружочков;
— отсчёт по названному числу: найди двух уточек, отложи три грибка;
— отсчёт предметов в сочетании с заданиями на пространственнуюориентировку: отложи 4 круга и положи их на нижнюю полоску, 4 уточки на стол.
Показ независимости числа от признаков предметов
Важно обратить внимание детей на то, что число предметов не зависит от ихразмера, формы расположения, занимаемой площади.
Детей приучают пользоваться разными приёмами практического сопоставленияналожение, приложение, составление пар, применение эквивалентов (заместителейпредметов). Эквиваленты применяют тогда, когда другие известные способыупотребить невозможно. Например, чтобы убедиться, что на обеих карточкахнарисовано одинаковое количество предметов, нужно взять кружки и наложить нарисунки другой карточки.
Счёт с учётом анализаторов.
Активизировать счётные навыки помогают интересные задания
Счёт на слух
Варианты заданий:
— за ширмой воспитатель издаёт звуки, дети считают с открытыми глазами;
— счёт звуков с закрытыми глазами;
— движения для извлечения звуков выполняются под столом, за спиной — этообостряет деятельность слухового анализатора.
Требования квыполнению и организации упражнений.
Дети не должны видеть движения, а считать звуки.
Звуки и движения должны быть ритмичными, разнообразными: удары в бубен,барабан, стук в дверь, проговаривание одного и того же слова.
В старшей группе начинает развиваться память на числа. При обучениипятилетних детей количеству детей учат видеть, независимость числа предметов отих пространственных свойств. Предметы могут быть разные по цвету, по форме, ноколичество остаётся прежним. Детям старшей группы показывают разные приёмысчета. Убеждают, что начинать можно с любого предмета, и вести его в любомнаправлении, главное не пропускать предметы при счете и не считать один предметдважды.
Смена дидактического материала, варьирование заданий помогают детям лучшепонять способы получения числа и их количественный состав.
В старшей группе детей учат пользоваться порядковыми числительными.Пятилетние дети пользуются числительными, но еще употребляют их не уверенно ичасто не верно. Поэтому необходимо раскрыть значение порядковых числительных.Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественнымзначением. Когда хотят узнать, сколько предметов их считают: один, два, три,четыре, считая так, находят ответ на вопрос сколько? Но когда нужно найтиочередность, место предмета среди других, считают по-иному. Отвечая на вопросы:который? какой по счету? считают: первый, второй, третий, и т.д.
их значение
Дети пробуют определить место предмета среди других, ведя счет в разныхнаправлениях. Делают вывод, что, определяя на котором по счету месте предмет,надо указать направление счета (третий, пятый справа, и.д.).
В качестве счетного материала используют однородные предметы, отличающиецветом и размером, например разноцветные флажки и кружки, елочки разной высотыи т.д., а позднее – совокупности предметов разного вида, например, игрушки(персонажи сказки «Теремок», «Репка»). В порядковом счете детей упражняют набессюжетном материале, например, на моделях геометрических фигур, полосокразных размеров и т.п. Тренируясь в порядковом счете, они определяют местопредмета среди других, находят предмет, занимающий определенное порядковоеместо (Какой предмет на первом месте, на третьем, пятом месте?), располагаютпредметы в указанном порядке.
предме6тов по размеру.
Обучение порядковому счету, является основной задачей 3-4 занятия, вдальнейшем навыки порядкового счета закрепляются в ходе работы над новым материалом.
От того, насколько успешно будет организовано первое восприятиеколичественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависитдальнейшее математическое развитие детей.
Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как«число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств.
Выполнение детьми в детском саду различных математических операций спредметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей пониманиеколичественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умениевыделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу наоснове одного общего для всех их признака — важное условие перехода откачественных наблюдений к количественным.